Российская Федерация
Республика Хакасия
Администрация муниципального образования Коммунаровский сельсовет
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 29.02.2016 № 18
Об утверждении состава пункта временного размещения (ПВР)
и Положения об организации работы пункта временного размещения
Во исполнении Федерального Закона Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с последующими изменениями), «Руководства по организации планирования, обеспечения и проведения эвакуации населения в военное время» и в целях организации приема, размещения и жизнеобеспечения эваконаселения в селе Коммунар, Администрация Коммунаровского сельсовета
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение об организации работы пункта временного размещения.
2. Утвердить состав пункта временного размещения.
3. Начальнику ПВР отработать необходимую документацию в соответствии с перечнем документов и «Руководством по организации планирования, обеспечения и проведения эвакуации населения в военное время» и представить на утверждение главе сельсовета.
4. Спланировать совместно с эвакоприёмной комиссией района мероприятия по приёму эваконаселения на ПВР, на территории которого размещаются учреждения, предприятия и организации, приписанные к ПВР, его дальнейшего размещения в запланированные населенные пункты.
5. Организовать практическое обучение личного состава ПВР действиям по предназначению.
6. Начальнику ПВР осуществлять руководство по организации развёртывания и практической работы в соответствие с календарным планом основных мероприятий ПВР.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава Коммунаровского сельсовета Н.А.Гриценко
УТВЕРЖДАЮ
Глава Коммунаровского сельсовета
__________________Н.А.Гриценко
29 февраля 2016 года
Положение
об организации работы пункта временного размещения
1. 1. Основные понятия, термины и определения
1.1.1. Чрезвычайная ситуация (ЧС): Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за
собой человеческие жертвы, ущерб здоровью или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
Примечание. Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, федеральные и трасграничные).
1.1.2. Зона чрезвычайной ситуации (зона ЧС): территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
1.1.3. Зона бедствия: часть зоны чрезвычайной ситуации, требующая дополнительной и немедленно предоставляемой помощи и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации.
1.1.4. Пострадавшее население: часть населения, оказавшегося в зоне ЧС, перенесшая воздействие поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, приведших к гибели, ранениям, травмам, нарушению здоровья, понесшая материальный и моральный ущерб.
1.1.5. Жизнеобеспечение населения (ЖОН): создание и поддержание условий по удовлетворению физиологических, материальных и духовных потребностей населения для его жизнедеятельности в обществе.
1.1.6. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях (ЖОНЧС): совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.
1.1.7. Виды жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации (вид ЖОН в зоне ЧС): деятельность по удовлетворению какой-либо первоочередной потребности населения в зоне чрезвычайной ситуации.
Примечание. К видам жизнеобеспечения населения относятся: медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости, транспортное и информационное обеспечение.
1.1.8. Первоочередные потребности населения в чрезвычайных ситуациях: набор и объемы жизненно важных материальных средств и услуг, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в
чрезвычайных ситуациях.
1.1.9. Первоочередное жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации (первоочередное ЖОН в зоне ЧС): своевременное удовлетворение первоочередных потребностей населения в зоне чрезвычайной ситуации.
1.1.10. Орган управления системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (орган управления системы ЖОН ЧС): организационная структура системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для проведения в рамках своей компетенции заблаговременной подготовки к жизнеобеспечению населения и оперативного управления этим процессом при возникновении чрезвычайной ситуации.
1.1.11. Силы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (силы ЖОН ЧС): подразделения и формирования, осуществляющие предоставление населению различных видов жизнеобеспечения в зонах чрезвычайной ситуации.
1.1.12. Средства жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (средства ЖОН): коммунально-бытовые и производственных объекты, сооружения и технические средства, производимая ими продукция и оказываемые услуги, резервы материальных ресурсов, используемые для жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
1.1.13. Резерв материальных ресурсов для жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (резерв ресурсов ЖОН ЧС): запасы материальных ресурсов, заблаговременно накапливаемые для жизнеобеспечения населения в
чрезвычайной ситуации.
1.2. Цель создания пунктов временного размещения (ПВР) населения
Главной целью создания ПВР пострадавшего населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного и техногенного характера является создание минимально необходимых условий для сохранения жизни и здоровья людей в наиболее сложный в организационном отношении период после возникновения ЧС.
Это может быть достигнуто только при условии, что размещаемому в местах пострадавшему населению будет организовано комплексное жизнеобеспечение по всем необходимым для человека его видам с учетом климатических условий и времени года.
ПВР, возводимые в зонах бедствия и районах эвакуации, предназначены для размещения пострадавшего населения, не нуждающегося в специализированной медицинской помощи (семейные с детьми школьного возраста, одинокие, престарелого возраста).
Категория пострадавшего населения, нуждающегося в экстренной специализированной и квалифицированной медицинской помощи, беременные женщины, кормящие матери, семьи с детьми дошкольного возраста, больные с тяжелыми (хроническими) заболеваниями должны быть размещены в зданиях, пригодных для жилья (санаториях, домах отдыха, пансионатах и т.д.) и имеющих стационарные системы жизнеобеспечения и медицинское обслуживание. Проживание этой категории населения в ПВР допускается только на период эвакуации его из зон бедствия.
1.1. Условия, при которых может возникнуть
необходимость создания ПВР
Одним из основных условий является большая прогнозируемая численность пострадавшего в ЧС населения, для которого:
- во-первых, не могут быть созданы необходимые условия его проживания в зонах ЧС (зонах бедствия) и местах эвакуации (при катастрофических землетрясениях, особенно в зимний период, или при сильном радиоактивном загрязнении или химическом заражении территории, когда требуется полная или частичная эвакуация пострадавшего населения);
- во-вторых, когда вместимость общественных зданий (санаториев, домов отдыха, гостиниц, пансионатов, пионерских лагерей и т.п.) субъекта Российской Федерации, на территории которого возникла ЧС, а также в районах эвакуации, не позволяет разместить всех пострадавших даже по минимальным нормам обеспечения жильем, продукцией и услугами жизнеобеспечения в условиях ЧС. Кроме того, такие условия могут возникнуть при угрозе возникновения или внезапно возникших национальных конфликтах.
2. Принципы создания ПВР и организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях
При создании ПВР и организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего в ЧС населения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо руководствоваться следующими принципами:
- вопросы жизнеобеспечения населения, равно как и его защиты в ЧС, имеют приоритет перед любыми другими сферами деятельности;
- целью создания ПВР и организации жизнеобеспечения в ЧС является создание условий для сохранения жизни и поддержания здоровья пострадавшего населения;
- подготовка территорий к жизнеобеспечению населения осуществляется заблаговременно;
- объемы и содержание мероприятий по подготовке территорий к жизнеобеспечению населения определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;
- снабжение пострадавшего населения в зонах бедствия, в районах эвакуации, а также сил, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС, ресурсами жизнеобеспечения (продовольствием, товарами первой необходимости и т.д.), осуществляется из принципа физиологической (для неработающих) и энергетической достаточности;
- выбор места возведения ПВР, планировка, застройка ПВР, его техническое оснащение должны предусматривать комплексное предоставление пострадавшему населению всех необходимых видов жизнеобеспечения.
При выборе места размещения ПВР следует предусматривать максимальное использование инженерной (дорог, электро-, водо-, тепло- и канализационных сетей) и социальной (медицинских учреждений, школ, предприятий торговли и общественного питания, коммунально-бытовых служб и т.п.) инфраструктур населенного пункта, в границах которого или рядом с ним будет возведен ПВР.
При размещении временного пункта в сельской местности необходимо предусмотреть возможность выездного обслуживания пострадавшего населения предприятиями и учреждениями ближайшего города.
3. Требования к местам размещения, планировке и оборудованию ПВР:
а) к местам размещения ПВР:
- выбор места размещения ПВР и его планировка имеет огромное значение, при этом в полной мере должны учитываться санитарные требования:
- подбор места и размещение ПВР должно соответствовать требованиям СНиП 2.04.03-85;
- здания под размещение ПВР должны находиться вблизи железнодорожных и автомобильных подъездных путей, источников водо- и электроснабжения, канализационных сетей, а также мобильных средств жизнеобеспечения населения.
б) по санитарным правилам эксплуатации ПВР:
- система санитарной очистки и уборки территории ПВР должна предусматривать сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание (обеззараживание) и утилизацию отходов. Организация системы и режима удаления бытовых отходов устанавливается администрацией ПВР;
- порядок вывоза бытовых отходов по согласованию с органами местного самоуправления и учреждениями санэпидемнадзора;
- срок хранения твердых бытовых отходов в холодное время (при температуре -5°С и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время — не более одних суток;
- для сбора жидких отходов устраиваются специальные емкости, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой. Эти емкости для жидких отходов могут совмещаться с выгребными ямами неканализационных туалетов.
в) по планировке и инженерному оборудованию ПВР
Проектирование, возведение и эксплуатация ПВР должны удовлетворять требования соответствующих ГОСТ, СниП, правил устройства и эксплуатации всех элементов инженерного оборудования, постоянных и временных утвержденных инструкций, а также требованиям «Градостроительных нормативов и временных норм проектирования пунктов приема и городков для временного проживания эвакуированных и беженцев», разработанных ВНИИ ГОЧС в 1993 году для условий ЧС.
Перечень нормативных документов приведен в приложении.
Предприятия и учреждения всех подсистем системы жизнеобеспечения (стационарные и подвижные) должны обеспечить населению условия для нормальной жизнедеятельности по нормам, разработанным для условий ЧС. Нормы и нормативы обеспечения населения в этих условиях приведены в таблицах 10-15.
На территории ПВР в первую очередь должны быть спроектированы и возведены только такие объекты системы жизнеобеспечения, которые постоянно необходимы населению этих ПВР (медицинский пункт, кухни, водоразбор, душевые, туалеты, узел связи).
4. Основные положения по проектированию ПВР и выбору места размещения ПВР
ПВР могут быть размещены на специально выделенных территориях: в пределах зоны или на территории застройки населенного пункта (города, поселка, деревни и т.д.).
По использованию стационарных систем жизнеобеспечения перечисленные выше ПВР можно свести к следующим типам:
- в пределах зоны застройки населенного пункта с использованием стационарных систем жизнеобеспечения;
- отдельно стоящими с автономной системой жизнеобеспечения.
Сроки возведения ПВР не должны превышать (с учетом проектной вместимости):
в зонах бедствия - 3-5 суток;
в районах эвакуации — 10-15 суток.
5. Инженерное оборудование ПВР
Выбор инженерного оборудования для жизнеобеспечения населения в ПВР (систем водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения) зависит от типа зданий и сооружений и численности населения в нем. При размещении поселка в черте города, населенного пункта могут быть использованы стационарные сети, а также временные сети могут быть проложены в траншеях, коробах или по поверхности. Для отдельно стоящих ПВР могут использоваться мобильные средства (подвижные электростанции, котельные, насосные, станции обеззараживания воды, очистки природных сточных вод). При малой численности населения может быть организовано привозное обеспечение водой, использованы выгребные туалеты.
6. Основные положения организации жизнеобеспечения пострадавшего населения ПВР
Жизнеобеспечение пострадавшего населения в ПВР должно осуществляться по следующим основным видам: обеспечение водой; обеспечение продуктами питания; обеспечение предметами первой необходимости; обеспечение коммунально-бытовыми услугами, медицинское обеспечение, информационное обеспечение, транспортное обеспечение.
В ПВР оборудуются пункты раздачи воды и пункты санитарной гигиены (умывальники, туалеты, мусоросборники, места для стирки и сушки и т.д.), информационное обеспечение (громкоговорящая и телефонная связь), медпункт.
Обеспечивается выездная форма снабжения населения продуктами питания, водой, товарами первой необходимости и т.д.
7. Организационно-штатная структура управленческого и обслуживающего персонала ПВР
Штаты администрации и обслуживающего персонала ПВР зависят от численности пострадавшего в ЧС населения, степени использования его инженерной и социальной инфраструктуры для населения ПВР, количество мобильных или иных технических средств жизнеобеспечения в ПВР, а также нормативной или штатной численности обслуживающего персонала инженерных систем и технических средств жизнеобеспечения.
Организационно-штатная структура ПВР создается из местных органов власти.